Онлайн Учебник по програмированию на языке QBasic, FreeBasic

<Назад>


Глава I

Глава II

Глава III

Глава IV

Глава V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава ПЯТАЯ. Привет! В этой главе, мы изучим операторы:

 WHILE...WEND, Random Access Files, APPEND, GET (file I/O), SUB...END,  SUB, PUT(file I/O), FUNCTION...END FUNCTION, LEN, GOSUB...RETURN, TYPE...END, TYPE, DIM SHARED, COMMON SHARED, RTRIM$

 Чтож, приступим! Мы изучим другой метод выполнения цикла, путь прибавления к концу последовательного файла, структурного программирования. Сначала вспомним прошлые способы выполнения цикла. Как вы помните DO...LOOP и FOR...NEXT, а сейчас мы изучим операторы WHILE...WEND. Этот оператор очень похож на цикл DO...UNTIL. Вот как выглядит синтаксис этого цикла:

 WHILE<условие>
 ... 
WEND

 Скажем, Вы хотите сделать простую игру в предположения. Всё, что требуется - простой цикл, как в этом примере:

 RANDOMIZE TIMER
 PRINT
"Игра - угадай!"
 number = INT(RND * 10) + 1'случайное число от 1 до 10
 PRINT "Секретный номер находится в промежутке от 1 до 10"
 WHILE guess <> 10' цикл до предположения = 10
 INPUT "Попыток "; guess
 tries = tries + 1'счётчик попыток
 WEND
 PRINT
"Хорошая работа! Вы угадали секретный номер с "; tries; "  попыт(ок),(ки)"
 END


 Эта программа составлена только в 10 строк! Вот задание - объясните, что делает каждая строча(как вы видите на некоторых строчках есть комментарии). Теперь вы поняли, как действует цикл WHILE...WEND, он простой, и все же полезный!
 Мы говорили относительно файлов в Главе 4. Вы помните команды INPUT и OUTPUT для последовательного входа в файл. Есть еще один способ добавления к файлу информации, используя команду APPEND. Команда используется точно так же как и OUTPUT и INPUT:

 OPEN "file.txt" FOR APPEND AS #1

 APPEND действует точно также как и OUTPUT и кроме этого не стирает то, что уже записано в файле, прежде чем добавлять к этому другой текст. Это полезно для продолжающихся высоких списков счета и связки других вещей.
 Сейчас мы должны изучить структурное программирование. Очень не удобно в большой программе с тысячами строк и множеством операторов найти проблему! Поэтому, умные люди в 1960-ых разработали кое-что называемое "структурным программированием - Ming. " При использовании этой методики, мы можем использовать "подпрограммы" и "функции" в создании наших программ, чтобы упорядочить программный текст.

 Чтобы создавать и редактировать подпрограмму в QBASIC, нажимают кнопку на инструментальной панели меню [E]dit(редактировать) > New [S]UB...(Новая подпрограмма...). QBASIC спросит у вас относительно имени подпрограммы. Можно давать любое имя. QBASIC тогда позволит вам редактировать текст подпрограммы. В тексте подпрограммы используются те же операторы что и в обычной программе, после того как вы написали подпрограмму, вы можете её посмотреть, идите к [V]iew на инструментальной панели, выберите [S]UBS. И затем выберите имя файла вашей подпрограммы в меню. Если Вы хотите вернуться к главному тексту программу, то, выберете в этом же меню название вашей программы. Знайте, что переменные, которые Вы создаете в подпрограмме доступный только в этой же подпрограмме, а переменные в теле программы доступны только в нём, сделать их общедоступными можно с использование следующая команда в начале подпрограммы:

 COMMON SHARED variable$, variable2, variable3!

 Команда "DECLARE SUB...", объявляет имя подпрограммы и её существование.(QBASIC размещает эти инструкции в начале вашей программы, как только вы сохраняете её). Сделать переменную доступной везде можно так (используя в задании переменной оператора SHARED):

 DIM SHARED array$(100)

 Удостоверитесь, что любые переменные(называемые "глобальной переменной") находятся в вашей команде COMMON SHARED, иначе ваша программа будет работать с ошибками. Передают переменные к подпрограмме подобно этому:

 SUB DoBox (x1, y1, x2, y2)

 Чтобы вызвать подпрограмму нужно написать имя подпрограммы и задать численное значение переменных(если они есть) подобно этому:

 DoBox 30, 20, 50, 20

 Если же нет переменных вы просто можете только напечатать название подпрограммы в основном тексте программы(теле), подобно этому(здесь вызывается сразу 5 попрограмм):

 Mainloop: CLS
 DoGraphics
 DoLevel
 WaitForKey


 Как дополнение к подпрограммам есть ещё и функции. Они подобны подпрограммам, о в основном они используются для вычисления. Создаёте их можно тем же самым путём, каким вы создали бы подпрограмму, [E]dit > [F]UNCTION(но не SUB). Редактировать функции можно так же как и подпрограммы. Вот простой пример:

 FUNCTION Cube(num)
 Cube = num * num * num
 END FUNCTION


 '[главная программа:]

 CLS
 INPUT "Номер "; number
 num3 = Cube(number)
 PRINT number; "в кубе = "; num3
 END


 Последний раздел, который мы будем изучать в этой главе - файл прямого доступа. Они очень полезны для прикладных программ базы данных. Чтобы сделать программу вы должны определить название вашей TYPE(название) программы и конец TYPE...END. Имеется короткий пример этого:

 TYPE people
 nm AS STRING * 40
' название программы - 40 символов
 age AS INTEGER ' устанавливает возраст как целое число
 address AS STRING * 60 ' устанавливает адрес в 60 символов
 END TYPE


 Следующая вещь, которую мы должны изучить прежде, перед тем как вы откроете файл - использование команды DIM, для установления типа прямого доступа к файлу. Это делается так:

 DIM person AS people

 Теперь, мы должны научится открывать файл. Снова используется команда OPEN(как вы помните из предыдущей главы), но теперь мы должны добавиться использования двух команд LEN и DIM. Вот пример:

 OPEN "address.dat" FOR RANDOM AS #1 LEN = LEN(person)

 Это открывает файл прямого доступа "address.dat" с книгой записей для присоединения информации. Теперь вы должны научится использовать свои переменные для ввода в файл информации. Пример описан ниже:

 INPUT "Дайте название записи "; record
 INPUT
"Имя"; person.nm
 INPUT
"Возраст"; person.age
 INPUT
"Адрес"; person.address
 PUT 1, record, person


 Как вы видите, вы должны задавать переменной имя массива, a точка, в вашей пременной ТИП. Тогда, Командой PUT, вы помещаете переменные в файл.
Синтаксис для команды PUT:
PUT [имя файла], [номер записи], [имя переменной]
Это очень просто. Получать массив из файла, используется в основном тот же самый метод, за исключением команды GET . Команда GET точно имеет тот же самый синтаксис, как команда PUT, за исключением, того, что из файла читается в массив, который вы определяете. Есть пример:

 INPUT " Представление, которые записи "; record
 GET 1, record, person
 PRINT
"Название"; person.nm
 PRINT
"Возраст"; person.age
 PRINT
"Адрес"; person.address


 Так используют файл прямого доступа. Назовём, для примера файл RANDOM.BAS. Файлы прямого доступа являются очень полезным для большого количества прикладных программ, но они очень комплексны.

 Personname$ = RTRIM$ (person.nm)

 Такая команда бы подстроила к концу переменной несколько пробелов.

 Задание:

 1. Создать простую программу базы данных для адресов и названий(имен)
Использование структурного программирования.

 Сохраняйте ваши программы !!!!! Они могут стать шедевром!!!) Желаю  удачи!! :)))
   

 

Hosted by uCoz